- Что такое наказание и как оно работает?
- Причины детского непослушания
- Причины использования физического наказания в воспитательном процессе
- Возможные последствия рукоприкладства
- Как остановиться
- За что нельзя наказывать ребёнка?
- 10 советов как правильно наказывать ребенка
- Основные принципы воспитания детей без наказаний
- Отражение жестокого «воспитания» во взрослой жизни
- Как защищает УК РФ гражданина, не достигшего 18 лет, если его избили
- Составы преступлений, описанных во Главе 20 УК РФ и их специфические разновидности:
- Мнение доктора Добсона
Что такое наказание и как оно работает?
Для начала стоит понять, что такое наказание и что оно в себе несет. В первую очередь, наказание — это искусственное формирование вокруг ребенка менее благоприятной среды, чем его обычная среда, с целью получения от него какого-либо результата.
С другой стороны, наказание может применяться после совершения ребенком какой-либо шалости, для того чтобы привить ему чувство ответственности за свои поступки.
Этот метод воспитания общепринят, популярен, универсален и прост. Родителю или учителю не нужно тратить время на поиск каких-либо иных более тонких способов стимулирования ребенка, а значит не нужно понимать его индивидуальность, его личность.
Метод воспитания наказанием превалирует среди воспитателей большинства детских садиков, в реалиях которых избежать наказания не представляется возможным. Тем не менее, существуют определенные границы.
Причины детского непослушания
Причинами детских шалостей могут быть самые разные явления. Тем не менее, в подавляющем большинстве случаев, причина непослушания заключается в самом поведении воспитателя. Ребенок всегда очень чутко чувствует и реагирует на окружающие его вещи и зачастую его поступки являются отражение его реакции.
Выделим четыре основные причины, согласно которым дети ведут себя не самым лучшим образов, чем вызывают раздражение и расстройство своих родителей:
- Вашему ребенку не хватает внимания. Очень часто дети своими поступками просто-напросто пытаются привлечь к себе внимание. Ребенок осознает, что своим примерным поведением, тихими играми в своей комнатке он не сможет обратить на себя внимание родителей. Другое дело, если что-то разгромить или испортить. Тогда вся семья обратит свой взор в его сторону. Таким образом, даже негативная реакция родителя для ребенка дороже равнодушия, которое он ни в коем случае не приемлет. Психологи отмечают, что если действия вашего воспитанника вызывают у вас раздражение, то это как раз случай недостатка внимания. Следовательно, подобных негативных проявлений можно избежать, просто проводя больше времени с чадом.Запомните, что для детей очень важно не чувствовать себя одинокими! Детям очень важно ваше внимание.
- Вашему ребенку не хватает независимости. Существует и обратная ситуация, когда родители буквально ежесекундно опекают своего любимца. В этом случае, негативные поступки ребенка могут означать его желание выйти из-под чрезмерной опеки и приобрести некоторую независимость и самостоятельность. Опять же важным индикатором является эмоциональная составляющая. Если поведение ребенка вызывает у вас чувство гнева, то, вероятней всего, ваш малыш требует расширить границы его личного пространства.Для того, чтобы избежать возникновения негативных историй и последствий по этому сценарию, следует дать воспитаннику больше прав.
- Ваш ребенок хочет вам отомстить. У любого ребенка очень выражено чувство справедливости. Очень часто плохое поведение малыша является реакция на причиненную ему обиду. А обидеть ребенка достаточно просто. Если вы срываетесь на ребенка, допускаете в его адрес оскорбления или несправедливые наказания, это рано или поздно приведет к глубокой обиде. Что в свою очередь, вызовет у него желание обидеть вас. Если это именно то чувство, которое вы ощущаете от действий малыша, то это вероятнее всего случай мести. Для того, чтобы обойти подобные ситуации будь чуткими к своему чадо. Старайтесь не задеть его чувства.
- Ваш ребенок утратил веру в себя. Плохое отношение к ребенку, недостаточное стимулирование его деятельности, упреки и укоры — все это привод к тому, что у вашего чадо опускаются руки. Потеряв веру в себя или часто слыша от родителей, что-то, что заставляет его думать о том, что он плохой, малыш непременно начнет соответствовать этому статусу. Это те случаи, когда действия ребенка вызывают у вас чувства отчаяния. Будьте чутки к своему малышу, не позволяйте ни себе, никому-либо обижать и оскорблять его.
Причины использования физического наказания в воспитательном процессе
Некоторые родители уверены, что трудным детям очень сложно что-то объяснить, не прибегая к крикам и ремню. Такие люди ограничивают ребёнка в собственной самостоятельности, считая, что это может привести к проблемам.
Если же проанализировать случаи физического наказания, станет ясно, что ребёнок получает телесное наказание не только из-за непослушания. В основном, причиной является плохое настроение взрослого.
Почему же ещё может возникнуть желание ударить ребёнка?
- Мама или папа могут схватиться за ремень, чтобы реализовать какие-то личные обиды из детства, не осознавая этого
- Собственная несостоятельность. У каждого человека могут возникать различные проблемы: на работе, в личной жизни и т.п. Таким образом, родитель может сорваться на своего малыша, даже если он ничего плохого не совершил, просто попался под горячую руку
- Иногда применение физического наказания может быть из-за того, что у взрослого нет времени или желания объяснить крохе, в чем он провинился
- Беспомощность. Иногда родители просто не знают, как себя вести с ребёнком, если тот совершил проступок, и как можно ещё наказать малыша
- Нестабильная психика. В порыве гнева такие люди не могут себя контролировать, справляться с негативными эмоциями. Поэтому они не видят другого выхода, кроме как ударить ребёнка. Зачастую после физического наказания, родитель себя очень винит за это.
Возможные последствия рукоприкладства
Если вдруг вас кто-то ударит, каким станет ваше отношение к этому человеку? А как вы считаете, чем отличается ребёнок в такой ситуации? Ничем. Малыши, к которым применяется физическое наказание, желают мести. Естественно, со взрослыми им не справиться, поэтому в качестве жертв они выбирают более слабых: животных или детей помладше. Неправильное воспитание может привести к различным проблемам, а также породить садистов и даже маньяков. Многие из них в детстве были подвергнуты насилию в семье.
Когда родитель поднимает руку на малыша, он начинает думать, что:
- Можно бить слабого
- Взрослые не могут справиться с ребёнком и его проступками другими способами
- Физическая сила- правильный подход для решения проблем
- Родителей нужно боятся, они вызывают страх
- Кроха не в состоянии постоять за себя
По статистике большинство родителей придерживаются позиции, что детей бить нельзя. Однако, на деле происходит иначе и периодически ребёнок все же получает ремнём по попе в целях воспитания. Конечно, любая мама может сильно устать, иметь плохое настроение, либо самочувствие. Но это не повод срываться на любимом малыше. В следующий раз, когда вы ощущаете приближение приступа гнева, попробуйте закрыть глаза и посчитать до 10, уйти в другую комнату, направьте своё зло, например, на подушку. В общем старайтесь сделать что угодно, только не ударить ребёнка.
Воспитание ремнем может отразиться на формировании личности малыша. Что будет если бить ребенка, или почему нельзя бить детей?
- Если в воспитании малыша часто применяется физическая сила, то он может вырасти человеком без собственного мнения. Эти дети чаще других могут поддаваться плохому влиянию, попадают в плохие компании, ведут разгульный образ жизни, употребляют запрещённые препараты
- Чаще всего дети, которых бьют не осознают истинной причины наказания, но понимают, что в чем-то провинились. Таким образом, у малыша складывается мнение, что нужно делать так, чтобы родные об этом не узнали
- Такой способ наказания подавляет у крохи «собственное я». Дети слушают других людей, не имея своего мнения
- Со временем ребёнок может привыкнуть к физической боли, но психологическая травма останется на всю жизнь
- Люди, которые подвергались в детстве физическим наказаниям строят свою собственную семью на таких же принципах. Так, если в воспитании девочки применялась сила, то, вероятно, что она будет искать мужчину сильного, властного, который может также применить силу. Если же мальчика воспитывали ремнём, то и со своей женой и детьми он будет поступать таким же образом
- Если бить малыша в раннем возрасте, то он может начать испытывать страх ко всем, кто больше и старше его. Ребёнок растёт стеснительным, замкнутым, с заниженной самооценкой
- Появляется вероятность того, что взрослый ребёнок будет относится также к своим родителям
- По статистике около 90% убийц подвергались домашнему насилию. А некоторые даже убивали собственных родителей
Очевидно, что дети, которых били в воспитательных целях, вырастают либо тиранами, либо неуверенными в себе. Такие наказания могут привести к большим проблемам, травмируя психику.
Как остановиться
Родителям важно понять, что применять физическую силу в воспитании малыша недопустимо. Представьте, если вашего ребёнка ударит посторонний человек, что вы будите чувствовать? А почему же тогда сами родители могут позволить себе поднимать руку на беспомощного малыша? Ребёнок-это не вещь, это не собственность мамы и папы, ребёнок-это личность, которого нужно воспитывать, а не дрессировать. Конечно, бывают ситуации, когда очень сложно сохранить спокойствие и держать свои эмоции под контролем. Необходимо учиться сдерживаться, использовать различные методы. Вот некоторые из них:
- В момент гнева попробуйте медленно посчитать до 10
- Возьмите малыша за плечи и, глядя в глаза, скажите строго, что его поведение ужасно. Если малыш спокоен, объясните, в чем он провинился
- Попробуйте петь песни, если чувствуете, что вот-вот взорветесь
- Уйдите в другую комнату и постарайтесь успокоиться
- Направьте свою агрессию, например, на подушку
- Подумайте, стоит ли проступок малыша физического наказания
За что нельзя наказывать ребёнка?
Специалисты рекомендуют взрослым выстраивать своеобразную градацию проступков и дисциплинарных мер. Это поможет понять, за что не следует наказывать детей, а когда введение «санкций» обоснованно и, более того, обязательно.
Наказание допустимо, если ребёнок преднамеренно совершает запрещённый поступок. Степень дисциплинарного воздействия будет зависеть от тяжести совершённого «злодеяния». Например, кража денег, избиение брата или сестры, своевольный уход из дома.
Перед наказанием всё же следует выявить мотив проступка, чтобы удостовериться, что столь серьёзное деяние было совершено злонамеренно, а не по не знанию, случайно или из благих пожеланий.
Не рекомендуется наказывать ребёнка:
- за стремление к познанию: прыжки в лужах (чтобы проверить их глубину), разборка предметов (пусть даже дорогих) на части, исследование собственных половых органов;
- за особенности возраста и физиологии: неумение ходить в горшок, за гиперактивность, низкий уровень внимания, слабая память, проблемы с засыпанием;
- за поведение, обусловленное болезнью: неврозами, психиатрическими заболеваниями;
- за естественные эмоции: бунт трёхлеток, зависть к чужим вещам, ревностные проявления к брату или сестрёнке;
- за неосторожные поступки: испачкался на улице, разлил молоко на кухне.
Рассмотрим распространённую ситуацию: ребёнок разбил чайник из дорогого сервиза. Однако при изучении этого случая выяснилось, что малыш собирался заварить чай и налить кружечку этого напитка любимой маме. Оправдано ли наказание в подобной ситуации?
Нет, ведь поступок изначально был положительным, а ребёнок исходил из самых добрых побуждений. Наоборот, малышу необходимо посочувствовать, поддержать и помочь, подсказав, как избежать подобных промашек в дальнейшем.
10 советов как правильно наказывать ребенка
Уважение к ребенку. Между ребенком и родителями тесная связь. И чем крепче и доверительные эти отношения, тем легче взаимодействовать с ребенком. Важно дать понять ребенку, что, наказывая его, родители не подчиняют, угнетают и унижают, а помогают и защищают. Поэтому наказывая малыша, необходимо уважать его как личность.
Пояснить проступок. Когда наказываешь ребенка, мало просто сказать: «Иди в свою комнату». И какой урок тогда ваш ребенок из этого вынесет? Только недоумение и несправедливость вашего наказания. Постарайтесь дать понять что именно ребенок сделал не так, почему вы так сердитесь, и объясните какие могут быть последствия у этого проступка. То есть не то что в последствии содеянного вы его лишите сладкого, или накажите ремнем. А именно что случится из-за неправильного поведения малыша.
Например, «Ты разбросал все игрушки и не хотел убирать. Я убрала вместо тебя. Но теперь я устала из-за этого. И мы не сможем поэтому пойти гулять на улицу.». Таким образом вы помогаете ребенку понять, как устроена наша жизнь: обидел кого-то – с тобой больше не будут играть, не сделал домашнее задание — делаешь его перед сном вместо мультфильмов. В таком случае ребенок прочувствует собственное сожаление о случившемся, поймет, как было бы лучше не сделай он этого. И в дальнейшем это поможет ребенку продумывать, обдумывать свои действия, заранее предполагая их результат.
Любить ребенка. Даже в момент наказания, ребенок должен быть твердо уверен в вашей любви к нему независимо от тяжести его проступка. Не переходите на личности, а делайте акцент именно на действии, на самом поступке. Ну, например, ребенок бегал по квартире и перевернул вазу. Не стоит говорить ему, что он неловкий и неуклюжий. А вот сказать, что по квартире не нужно так бегать, и дать в руки веник и совок будет правильным действием с вашей стороны.
Оставаться взрослым спокойным родителем. Если вы раздражены, в отчаянии, или прям в бешенстве от истерики и поведения ребенка, вам срочно нужно остыть. Не нужно наказывать ребенка в таком состоянии. Вероятнее всего вы переборщите и с действиями, и со словами. А потом будете только сожалеть и в качестве извинения поощрите ребенка. И в итого мы получаем «кнут и пряник». А нам этого совсем не нужно. Сделайте глубокий вдох, вспомните, сколько вам лет, и что вы взрослый и рассудительный человек.
Последовательность. Если вы сегодня не разрешаете смотреть два часа мультики, то и завтра стоит придерживаться этого запрета. В семье оба родителя должны придерживаться одних и тех же правил воспитания. Если ребенок заранее в курсе о запретах, знает о последствиях, о наказании, два раза подумает, а стоит ли оно того. Если у вас ну уж очень хорошее настроение, и вы решили в качестве исключения, вот только сегодня, что-то позволить, не удивляйтесь, если завтра вы получите истерику вашего ребенка с требованием разрешить это снова. Поэтому именно последовательность и постоянство – залог успешного воспитания.
Временное наказание. Когда вы наказываете ребенка, не нужно говорить: «никогда и ни за что я не куплю тебе то-то». Скорее всего пройдет время, ваша ссора забудется, и вы купите ребенку и то, и это. А вот доверие к вашим словам у ребенка может пропасть. Лучшим вариантом будет сказать: «теперь три дня без конфет» или «неделю без мультиков».
В соответствии с возрастом ребенка. Как наказывать ребенка в 2 года? Наказывать ли ребенка в год? А что делать со школьником? Вряд ли стоит вдаваться в долгие пояснения почему и за что вы наказываете ребенку, если ему год или два. Или, например, насколько действенным будет наказание запретить сладкое школьнику?
Справедливость. Все должно быть по справедливости. Когда ребенок не чувствует, что его несправедливо ограничивают или наказывают ни за что, ему лучше воспринять и понять само наказание. Если вы заранее, еще до проступка ребенка, обещали ему поход в аквапарк, не стоит подрывать его доверие к вам, и после проступка отменять аквапарк.
Не запугивать. Никогда не запугивайте своих детей. Это научит их лишь врать и изворачиваться в ситуации. Это будет большой вашей ошибкой в воспитании ребенка.
Это ребенок. Всегда помнить, что это всего лишь ребенок. И понимания у него столько, сколько ему лет. Он не размышляет как мы, взрослые. А не требуете ли вы от своего ребенку слишком многого?
Основные принципы воспитания детей без наказаний
- Терпение. Родители, отважившиеся на воспитание без наказаний, выбирают сложный и тенистый путь. На нем будет немало проблем, но при соблюдении всех условий они вырастят счастливого и самодостаточного человека.
- Детей надо любить не за то, что они нам дают (чувство уверенности, полноценности и гордости), а любить просто так.Конечно, проще наказать, чем разбираться в причинах плохого поведения. Но в этом проявляется эгоизм родителей. Они делают легче для себя, ущемляя своего ребенка – маленькую личность.
- Принимать своего ребенка таким, какой он есть, со всеми проблемами, неприятностями и капризами. Он должен чувствовать, что его любят и ценят.
- Нужно уделять своему чаду достаточное количество внимания. Ведь именно его дефицит вызывает непослушание.
- Признавать личность ребенка. С самых малых лет, когда карапуз еще не умеет говорить, он уже выбирает себе одежду, игрушку. У него есть свои чувства и страдания. Нельзя ими пренебрегать. Ведь это губит индивидуальность.
- Воспитание личным примером. Если запрещаете ребенку врать — не врите и не приукрашивайте сами. Соблюдайте правила всей семьей. Врожденный инстинкт ребенка подражать взрослым действует на подсознательном уровне. Попробуйте, и вы поймете, что это так.
- Чем больше давления, тем больше сопротивление.Если постоянно пилить — убери игрушки, сделай то, сделай это, не бери, не ломай, не трогай, то можно создать такую напряженную атмосферу, что ребенку захочется из нее сбежать. Что он и будет пытаться делать в капризах, протестах и истериках.
- Наказания подтверждают, что на каждую силу найдется еще большая сила. Малыш вырастет и ваш силовой и финансовый авторитет пропадет. Тогда придет понимание, что наказание – это ошибка воспитания, но будет уже поздно.
- Последовательность — помощник в соблюдении правил. Сказали, что не дадите конфету до ужина — не давайте. Если сегодня нельзя, а завтра можно, то можно всегда.
- Поддерживать нужное поведение поощрением. Дети быстрее забывают о наказании, которое грозит в случае шалости, но помнят о презентах за прилежное поведение.
- Родитель должен постоянно развиваться, учиться, чтобы взрослеющий малыш не поставил его в тупик сложными вопросами.
- Не вестись на провокацию — истерики, упреки, грубость. Будьте равнодушны к таким эмоциональным взрывам.
Известно, что дети, которые растут без наказаний, менее агрессивны. Ведь грубость — это месть за боль. Наказания порождают горькую обиду, которая глушит все, включая здравый смысл.
То есть, этот негатив ребенку некуда деть, а он жжет изнутри. Поэтому дети часто срываются на младших братьях, сестрах и домашних животных.
Отражение жестокого «воспитания» во взрослой жизни
Родители, поймите, что подавляя физически, вы ломаете психику. Делаете ребенка безвольным и покорным. А такого человека сможет обидеть любой, кто сильнее его не только физически, но и эмоционально. В дальнейшем такой мужчина будет способен испытывать чувства только к женщинам, которые доминируют над ним. Не сможет брать на себя ответственность и проявлять силу характера.
Кроме того, воспитывая ребенка насильственными методами, вы прививаете ему черты мазохиста. Взрослых с подобными отклонениями достаточно много. Половина мужчин и треть женщин имеют скрытые мазохистские наклонности и при благоприятных условиях могут их воплотить в жизнь. Такие люди склонны вступать в разрушительные для себя, так называемые, токсичные отношения. Особенно если встретят партнера, который не сможет им противостоять. Причина этого кроется в пережитой детской боли и унижениях, при физическом наказании родителями.
Девочки, которых воспитывали с помощью рукоприкладства, вырастают с заниженной самооценкой, неуверенные в себе и безвольные. И зачастую выбирают себе в мужья тиранов. Они еще с детства учатся терпеть и соглашаться на то, что им предложат и даже не пытаются улучшить ситуацию.
Такая женщина имеет кучу комплексов. Наиболее распространенный из них — комплекс жертвы и оказывается не готовой к «здоровым» и равноправным отношениям. Тем более такая мать не сможет полноценно воспитать своих детей.
Воспитать счастливого ребенка могут только родители, которые сами довольна собой и своей жизнью. Не зря существует выражение, что хорошая мама — это счастливая мама.
Как защищает УК РФ гражданина, не достигшего 18 лет, если его избили
УК РФ не включает в себя отдельные статьи, по которым бы происходило наказание виновника. Как правило, любое преступление, содеянное по отношению к лицу несовершеннолетнему, всегда рассматривается как состав иного преступления в зависимости от определенных квалификаций содеянного. Но, как всегда, есть и исключения, а именно в статьях, которые излагаются в 20 главе УК РФ, под названием « Совершенные преступления по отношению к семье или несовершеннолетним лицам». Но стоит сказать о том, что в подобной статье идет речь именно о каком либо ином насильственном преступлении, которое было совершено по отношению к ребенку.
Составы преступлений, описанных во Главе 20 УК РФ и их специфические разновидности:
- 150 статья УК РФ, а именно ее 3 часть. Определяет насилие, которое было применено к несовершеннолетнему лицу, с целью его привлечения к совершению иного преступления. Заключение под стражу до 7 лет и наказание условное до 2 лет;
- 151 статья УК РФ, а именно ее 3 часть. Определяет насилие, которое было применено к несовершеннолетнему ребенку, с целью привлечения его к побуждениям антиобщественного характера (распитие спиртного, употребление наркотических препаратов и иных веществ, относящихся к одурманивающим). Срок наказания до 6 лет заключения под стражу или же до 2 лет условно;
- 156 статья УК РФ. Определяет обращение жестокого характера с несовершеннолетним ребенком со стороны лица, на котором лежат обязанности по его воспитанию и уходу (опекун, родитель учитель).
ВНИМАНИЕ !!! Наказание определяется исходя из всех составляющих преступления, и может включать в себя как штраф, действия исправительного вида, так и заключение под стражу до 3 лет.
Все рассмотренные выше составы преступных действий, относятся к категории « чистых», а говоря проще, они включают в себя одно обстоятельство, относящиеся к главному – избиение лица, не достигшего совершеннолетнего возраста. Но стоит отметить, что если понятие « избиение» – это лишь метод, к которому прибегает преступник для совершения тех или иных противозаконных действия, то квалификации такого преступления могут совсем другими. К примеру, если на ребенка напали и избили, то это также можно рассматривать как насилие, но, тем не менее, суд будет его определять по статье 162 УК РФ – разбой. Что касается преступлений полового характера, то это и вовсе отдельная тема. Наказание за подобные действия весьма жестоки.
ВАЖНО !!! Главный аспект уголовной ответственности за избиение лица, возраст которого менее 18 лет – это умышленность и наличие, или же наоборот, отсутствие факторов, отягчающих дело.
Мнение доктора Добсона
Автор нескольких популярных книг о воспитании детей Джеймс Добсон – известный христианский психолог из США.
Можно по-разному относиться к его взглядам (Добсон является сторонником физических наказаний), однако он сформулировал 6 принципов, которые заслуживают отдельного разговора.
- Прежде всего, нужно установить границы, а уже потом требовать их соблюдения. Лишь в этом случае ребёнок будет считать наказание справедливым. Вывод прост: если родители не оговорили правила, нельзя требовать их выполнения.
- Если дети ведут себя вызывающе, нужно действовать решительно. Беспомощное поведение родителей, неумение дать отпор маленькому «агрессору», нежелание идти на конфликт воспринимается как слабость, в результате чего снижается авторитет взрослого.
- Следует отличать своеволие от безответственности. Если ребёнок позабыл о просьбе или не понял требований, наказывать не следует. Детское мышление и память не так развиты, как у взрослых. Так что безответственное поведение требует терпения, а не наказания.
- Требовать стоит лишь то, что ребёнок на самом деле может выполнить. К примеру, не следует наказывать детей за намоченную кровать или сломанную игрушку. Ведь это или особенность развития, или процесс познания, поэтому стоит отнестись к неудачам философски.
- Родители должны руководствоваться любовью. Перед применением дисциплинарных мер нужно разобраться в ситуации, сохранять спокойствие и помнить о своих тёплых чувствах к ребёнку. Только в этом случае можно оправдать родительскую строгость.
- После наказания и исчерпания конфликтной ситуации нужно утешить подростка и объяснить мотивы вашего поступка. Родителю следует помириться с ребёнком, рассказать, что вы его любите и испытываете негативные эмоции из-за необходимости его наказывать.
Таким образом, описанные Джеймсом Добсоном правила способны сократить область использования строгих «санкционных» мер, заложить в основу детско-родительских отношений любовь и тёплые чувства.
- https://ChildAge.ru/psihologiya-i-razvitie/vospitanie-rebenka/semejnoe/kak-vospityivat-rebenka-bez-krikov-i-nakazaniya.html
- https://vdecrete.ru/vospitanie/vospitanie-remnem-mozhno-li-bit-detej-v-tselyah-vospitaniya
- https://kroha.info/razvitie/psychology/kak-pravilno-nakazyvat-rebenka
- https://materinstvo2.com/kak-pravilno-nakazyvat-rebenka/
- https://www.colady.ru/8-osnovnyx-principov-vospitaniya-detej-bez-nakazanij-kak-vospityvat-ne-nakazyvaya-rebenka.html
- http://taktikiipraktiki.ru/vospitanie/strashnye-posledstviya-fizicheskogo-nakazaniya-detej/
- https://jurists-online.ru/pravo/ugolovnoe-pravo/izbienie-nesovershennoletnego