- Понятие конструктивного общения
- Для каких целей стоит обучаться ведению конструктивного диалога
- Что может помешать построению конструктивного диалога
- Какие существуют барьеры в общении
- Какие есть условия для построения правильного общения
- Основы и правила конструктивного диалога
- Уважение к оппоненту
- Интерес
- Умение слушать
- Не проявлять негатива
- Конструктивная критика
- Понятный лексикон
- Общие темы
- Отсутствие лжи
- Способы создать правильный диалог
- Обучение ребёнка азам конструктивного общения
Каждому человеку, живущему в социуме, приходится постоянно контактировать и общаться с другими людьми. Не важно к какому типу это относить: приятельскому общению или деловой встрече. И всегда хочется, чтоб это общение было удобным, не приносило дискомфорт. Как добиться конструктивного общения при контакте с людьми?
Понятие конструктивного общения
Если обратиться к терминологии, то понятием “конструктивного общения” называют умение донести до человека какую-то мысль без скандалов и упрёков. То есть, когда человек может просто объяснить и донести свою точку зрения до собеседника. При это не приводится “пустых фактов” в виде оценочных суждений, а к точке зрения собеседника относятся с пониманием и уважением. За определённое мировоззрение не пытаются принизить или оскорбить, его воспринимают, как чёткую позицию отдельного индивида.
Если же индивид чувствует постоянное напряжение и нарастание конфликта в момент разговора, то следует более внимательно относиться к такому собеседнику. Очевидно, что речь идёт об общении с токсичным человеком, который не понимает и не может создать действительно конструктивной диалог.
Для каких целей стоит обучаться ведению конструктивного диалога
Этому навыку нужно учиться не только для того, чтобы создать комфортное общение с собеседником, но и приобрести новый навыки. Как правило, с людьми, которые обладают таким навыком больше ценят в обществе. Они не имеют проблем с коммуникабельностью, легко сходятся с людьми и способны легко заводить новые знакомства.
Как правило, именно такие люди имеют больше возможностей в сфере устройства на работу, они легко сходятся с людьми и могут адаптироваться в любом коллективе.
Справка! Некоторые компании перед принятием на работу проводят тест на способность построения конструктивного диалога.
Считается, что это обязательный навык для руководящих должностей. Сотрудники, умеющие объяснить своё подчинённым суть работы и мотивировать к действию высоко ценятся внутри коллектива.
Что может помешать построению конструктивного диалога
Разумеется, есть то, что мешает человеку в построении конструктивного диалога с собеседником. К этим пунктам относятся:
- оценочные суждения, касательно конкретной ситуации или личности. Человек не может быть на 100% уверен, давая оценку какой-то ситуации, ведь собеседник может не разделять взгляды;
- слова “должен” и “обязан”. Нельзя насильно принудить человека к выполнению каких-либо действий. Это является элементом токсичности;
- лишние вопросы. Назойливые вопросы максимально мешают построению конструктивного диалога;
- диагностика поведения. Нельзя с точностью утверждать о мотивах собеседника в форме “ты боишься/не знаешь” и так далее;
- отрицание наличия проблемы. Даже если индивиду кажется, что ситуация никчёмная и пустяковая, то его собеседник может быть другого мнения;
- ссылаться на стороннюю тему. Даже если диалог кажется скучным, а тема не интересной, не стоит задевать чувства человека и менять направление беседы;
- соревнования. Часто случается такое, что люди ставят себя в пример, причём для того, чтобы показать своё превосходство;
- приказ. Ни один человек не любит принуждения и приказную форму. Именно это доставляет основной дискомфорт во время общения с другим человеком.
Это основные аспекты, которые мешают человеку построить качественный и конструктивный диалог с другим человеком. Как правило, неумение общаться свойственно токсичным людям, которые буквально давят своим общением на других людей.
Какие существуют барьеры в общении
Иногда то, что диалог не складывается, имеет несколько причин.
Психологи выделяют следующие, как основные:
- избежание. Человек может отказываться от контакта или какого-либо общения просто из-за того, что не хочет быть жертвой не конструктивного диалога с постоянными осуждениями и давлением;
- авторитет. К неготовым людям есть какой-то отдельный вид доверия, они автоматически завоёвывают авторитет в компании. Такими качествами обладают далеко не все люди;
- фонетика. Иногда проблематично воспринимать общение с человеком из-за неправильности произношения, быстрого говорения и так далее. Лучше всего разделять лексикон на группы людей. С привычной компанией можно общаться так, как привыкли все, но на работе или учёбе стоит выбирать более деловой стиль общения при контакте с людьми;
- сематика. Это относится к лексикону и жаргону, который использует человек во время общения. Далеко не всем понятен молодёжный сленг или тюремный жаргон. Это может оттолкнуть и понизить уровень восприятия;
- стыд и вина. Часто человек стыдится и винит себя из-за недостаточно высокой самооценки и неспособности отстоять свою позицию перед другими людьми.
Данные аспекты мешают построению правильного общения. Чаще всего неуверенность в себе и неготовность к диалогу чувствуется собеседником, поэтому к таким людям относятся несерьёзно.
Какие есть условия для построения правильного общения
Что нужно сделать для того, чтобы составить правильный и конструктивный диалог, не обеспечивая дискомфорт себе и собеседнику:
- восприятия собеседника, как равного себе. Даже если индивид больше понимает в той или иной сфере, не нужно постоянно напоминать об этом;
- уважать чужую точку зрения;
- нельзя недооценивать собеседника.
При соблюдении данных правил можно заметить не только личностный рост, но и комфорт во время диалога с другим индивидом.
Основы и правила конструктивного диалога
В чём заключаются основные правила, которые помогут человеку.
Уважение к оппоненту
Нужно всегда давать высказать собственную позицию и точку зрения. Только это поможет выстроить правильные отношения с собеседником. Он такой же индивид и имеет право на свою позицию. Даже если его мнение кажется глупым, не стоит оскорблять оппонента и настаивать я собственной правоте, принижая собеседника.
Интерес
Проявлять интерес к позиции собеседника и предмету обсуждения. Даже если индивида не интересует позиция второй стороны, то не стоит менять вектор беседы и игнорировать все правила приличия.
Умение слушать
Никогда нельзя перебивать оппонента. Это очень важное правило, которое помогает не только в конструктивном общении, но и в споре с человеком.
Не проявлять негатива
Даже при резком несогласии с точкой зрения нельзя унижать человека, его мнение и позицию. Это бестактно и глупо.
Конструктивная критика
Нельзя просто сказать “потому что” и выдать это за аргумент. Нужно чётко обозначить позицию, объяснить почему индивид не согласен с позицией собеседника. Чётко обозначить своё мнение и объяснить, почему оно не совпадает с мнением собеседника.
Понятный лексикон
Также очень важно быть “на одной волне” с человеком. Даже если речь идёт о сфере, в которой человек разбирается, лучше избегать профессиональной терминологии.
Общие темы
Нужно найти «точки соприкосновения» и определиться, с чем в определённой ситуации вы согласны, а с чем нет. Так сказать, рассмотрев две стороны медали показать свою точку зрения, но при этом не доказывать её правильность оппоненту, который видит ситуацию, с другой стороны.
Отсутствие лжи
Выдуманные аргументы – хуже молчания. Нельзя просто взять и придумать аргумент просто для того, чтобы доказать свою правоту. Так свойственно поступать детям, взрослые люди должны принимать факт того, что у них недостаточно аргументов для отстаивания своей позиции. В конце концов, если аргументов нет, никто не заставит отказаться от своей позиции.
Способы создать правильный диалог
При помощи каких способов и приёмов можно создать конструктивный диалог:
- Быть на одной волне с собеседником.
- Подчёркивать своё уважение к оппоненту.
- Найти точки соприкосновения.
- Проявлять интерес к проблемам.
- Выслушать человека.
- Показывайте эмоции жестами и прикосновениями.
- Говорить чётко и конкретно.
Применение этих правил поможет построить правильный и чёткий диалог.
Обучение ребёнка азам конструктивного общения
Как привить правила общения ребенку?
- указывать малышу на его речь и грамотность выражений;
- разговаривать с ребёнком как со взрослым;
- разрешать малышу перехватывать ход диалога.
Важно! Также не стоит повышать голос и вести конструктивный диалог с окружающими, дети имеют особенность перенимать модель поведения родителей.
Если научиться правильно выстаивать диалог и общаться с человеком, то можно забыть о проблемах с коллективом и постоянных ссорах. Такие люди не имеют проблем ни в личной жизни, нив общении с друзьями и коллегами.