- Что такое когнитивность
- Что такое когнитивные способности
- Разновидности когнитивного мышления
- Что значит когнитивный диссонанс?
- Причины возникновения диссонанса
- Примеры когнитивного диссонанса в повседневной жизни
- Когнитивные функции, способности и процессы
- Как развивать когнитивное мышление
- Как развить память?
- Как натренировать внимание?
- Как развить креатив и воображение?
- Психолингвистика как ответвление когнитивной психологии
- Нейрофизиологическое объяснение теории когнитивного диссонанса
Что такое когнитивность
Понятие берёт начало от латинского dissonantia, не созвучие и познание, cognitiо. Иначе, дискомфорт или дисгармония. Это эмоциональное состояние человека характеризуется, как психическое, оно сопровождается внутренним напряжением и возбуждением, когда происходит конфликт с его пониманием действительности.
Что такое когнитивные способности
Общество часто делит людей на умных и глупых. Принципы, по которым происходит такое деление, каждый раз разные. Но суть в большинстве случаев она – если справился с задачей – умный. Не получилось, ошибся – глупец. Однако это неверная оценка человеческих возможностей. Самым точным показателем ума являются когнитивные способности. Если говорить простыми словами, то когнитивные навыки – это умение пользоваться плодами своего мозга.
Если взять в качестве примера учеников одного класса, то учитель скажет – этот ученик умный, он учится только на пятерки, а тот ученик глупый – у него одни тройки. В данном случае оценивается не способность ребенка мыслить, а способность запомнить текст пройденного параграфа и пересказать его своими словами, или применить изученную формулу на примере с цифрами. Но к изучению нужно приложить еще усидчивость и заинтересованность ребенка в материале, что есть далеко не у каждого.
К тому же, запоминать информацию, много читать и воспроизводить устно заученный текст – это еще не показатель ума, не уровень интеллектуальности. А умение применить полученные знания на деле, сделать какие-то свои выводы, отсеять неважную информацию – это уже интеллект. Этому в школе нельзя научить, это индивидуальные особенности человека.
Когнитивные способности – это умение пользоваться информацией, поступающей ежедневно из окружающей среды. Запоминать ее, применять в быту, мыслить логически, добывать выводы из неполных данных. Когнитивный – значит, связующий, строящий причинно-следственные связи. Это процесс, расширяющий знания за счет анализа полученной информации и сделанных о ней выводах.
Разновидности когнитивного мышления
Когнитивные функции развиваются у человека с первых дней жизни. Ребенок получает информацию о том, как пахнет мама, какая еда на вкус, как позвать на помощь. Основные стадии развития делят на три этапа:
- Наглядно-действенный, он свойственен детям от рождения до 3 лет. В этот период дети собирают информацию об окружающем мире любыми доступными способами: пробуют на вкус, запоминают запах и внешний вид предметов. Ребенок в этот период различает функции папы и мамы, знает, перед кем можно устроить скандал и получить свое, а на кого его капризы не действуют.
- Наглядно-образный, он развивается до 7-летнего возраста. Ребенок учится мыслить логически и умеет уже выполнять несложные задачи, опираясь на полученные ранее знания. В этом возрасте осваиваются границы дозволенного, тренируется память, развивается воображение, которое часто родители путают со стремлением обмануть.
- Отвлеченный. Старше 7 лет ребенок уже пробует представлять то, что нельзя потрогать или увидеть, осваивается способность абстрактного мышления.
В период взросления дети посещают различные кружки и дополнительные занятия, родители стремятся научить играть на фортепиано, танцевать вальс, говорить на иностранных языках и хотят, чтобы дети успевали по базовой программе получать высокие баллы.
Но после окончания школы будто все это развитие перестает иметь значение. Дети получают аттестаты и дипломы, становятся взрослыми и ничем больше не интересуются. Мозг перестает развиваться, резко снижается его потенциал, а вместе с ним и когнитивные способности. С возрастом забываются специфичные термины, математические формулы, стираются базовые знания.
Ученые доказали, что если не давать мозгу нагрузку каждый день, распадаются нейронные связи, а значит, ухудшается память и снижается способности мыслить. Появляются когнитивные расстройства.
Что значит когнитивный диссонанс?
Термин происходит от двух латинских слов: «cognitiо» — «познание» и «dissonantia» — «несозвучность», «нестройность» или «отсутствие гармонии». В 1957 году это понятие ввел в психологию Леон Фестингер. Хочешь простыми словами пример, как у людей происходит когнитивный диссонанс?
Причины возникновения диссонанса
Теория когнитивного диссонанса давала положительные результаты при исследовании массового психологического сознания и помогала объяснить возникновение противоречивых конфликтных ситуаций.
Чтобы понять сущность понятия диссонанса, важно выявить причины его возникновения. К ним относятся:
- конфликт личности возникает в ситуациях, когда ожидаемое не соответствует действительности;
- при несоответствии желаний и представлений личности общепринятым нормам и традициям;
- когда опыт прошлых лет отличается от сложившейся ситуации в действительности.
Рассмотрим каждую причину на жизненном примере обычного человека.
Женщина долго не была в отпуске. И вот долгожданный период настал, она выбирает турагентство для путешествия. Красивые яркие брошюрки обещают сделать отдых незабываемым. Золотой песок на пляже, интереснейшие экскурсионные туры и отель пять звёзд «всё включено». Полная желания достойного отдыха женщина приезжает в указанное место и заселяется в зарезервированный отель.
Далее начинается сплошная череда разочарований: сервис в отеле не так хорош, экскурсия была всего одна, питание самое обычное, а золотой песок вперемешку с каменной галькой. Отдых вроде и проходит хорошо, однако не так как ожидала того женщина. Подобная ситуация порождает состояние когнитивного диссонанса.
Два друга детства идут рука об руку на протяжении многих лет. Один примерный ребёнок, отличник и помощник родителям. Другой – плохо учится, часто попадает в разные передряги и конфликтует с окружающими. Время идёт и подростки вступают во взрослую жизнь. Мальчик, у которого плохо складывались отношения с окружающими людьми, начинает меняться в лучшую сторону и заслуживает уважение окружающих, добившись больших успехов.
У его друга жизненная ситуация складывается обратным образом и в какой-то переломный момент она идёт по наклонной. В его сознании возникает противоречие, что от него ждали и кем он стал в конечном итоге. Конфликт противоречия реальности и общепринятой нормы в сущности диссонанса.
Два близких человека расстаются на несколько лет и не имеют возможности общения. Спустя длительное время они встречаются случайным образом в чужом городе. Радость встречи вызывает бурные эмоции прошлых лет дружбы. Но пообщавшись какое-то время, они оба понимают, что встретили уже совсем другого человека. Данная ситуация является основой возникновения противоречия между опытом прошлых лет и действительностью.
И такие ситуации происходят в жизни каждого человека чуть ли не каждый день. Непостоянство жизненного процесса сводится к тому, что в определённые периоды диссонанс усиливается в силу определённых событий или наоборот снижает своё воздействие. Мышление и способность рассуждения часто позволяет человеку найти альтернативу сложившегося противоречия. Например, при возникновении чувства голода необходимо приготовить еду и поесть. Но человек не имеет возможности приготовить покушать.
Есть возможность разрешения сложившейся ситуации, которая заключается в приобретении готовой еды в супермаркете. Проблема решена. Но тут же может возникнуть другая – отсутствие денег на приобретение еды. Этот круговорот жизненных испытаний призван развивать человеческое мышление и массовое психологическое сознание для выживания человека в современном мире.
Примеры когнитивного диссонанса в повседневной жизни
Когнитивный диссонанс может быть чем-то таким, что ты даже не замечаешь, потому что мозг быстро справляется с ним, например, когда ты проливаешь свой кофе.
Поначалу ты можешь расстроиться — еще бы, ведь вместо того, чтобы подзарядиться бодрящим напитком, ты обжегся и запачкался. Но затем начинаешь рассуждать рационально.
Ты можешь сказать себе, что все в порядке, потому что кофе почти закончился или был холодным, невкусным, да и достать новый не составит труда. Поступая таким образом, ты почти сразу же уменьшаешь возникший диссонанс.
Другой распространенный пример касается курильщиков. С одной стороны, они получают удовольствие от курения, а с другой — часто задумываются о вреде для здоровья, оказываемом их привычкой.
Их поступок входит в диссонанс с информацией, которую они получили от знакомых и близких, а также из СМИ. Что они делают, чтобы снизить возникший дискомфорт?
Некоторые находят «оправдание» своей вредной привычке, например, уверены, что это отлично помогает им расслабляться.
Другие начинают избегать информации о вреде курения и стараются не думать о возможных негативных последствиях.
Третьи в итоге бросают курить.
Как видишь, в приведенном примере люди выбирают один из трех способов борьбы с диссонансом между их поведением и полученной информацией:
- оправдывают себя;
- изолируются от информации, противоречащей их привычке;
- меняют свое поведение.
Другим распространенным примером когнитивного диссонанса является ситуация, когда люди, сидящие на диете, «обманывают» сами себя. Человек принимает решение начать питаться правильно, но обязательно найдется коварный бургер, который будет пытаться сбить его с намеченного пути.
И тогда в голове этого человека начинает звучать голос:
Это ведь всего лишь один пончик, от него вреда не будет.
Или:
Позанимаюсь сегодня в зале на 15 минут подольше.
Во втором случае видно, как мы иногда рационализируем возникший диссонанс и идем на своеобразную «сделку» сами с собой.
Приводимые примеры когнитивного диссонанса показывают, как люди оправдывают или рационализируют свои ошибки или «проступки».
Но иногда когнитивный диссонанс может помочь нам выработать привычку позитивного мышления или совершить какие-то изменения в своей жизни, которые раньше (без этого диссонанса) сделать не получалось.
Так, примерами позитивного когнитивного диссонанса являются такие ситуации:
- Ты усилием воли заставляешь себя начать бегать или ходить в спортзал.
- Побеждаешь свой страх перед публичными выступлениями.
- Являясь интровертом, расширяешь круг своих знакомств и начинаешь получать удовольствие от отдыха в компании других людей.
Когнитивные функции, способности и процессы
Когнитивные функции – это процессы в головном мозге, которые задействуют при изучении нами окружающей среды.
Информация, которая поступает через наши анализаторы, подвергается обработке. Мы её интерпретируем и переводим в знания. Они хранятся в памяти, накапливаются со временем становясь жизненным опытом.
Когнитивные способности это:
- восприятие;
- внимание;
- память;
- мышление;
- воображение.
Если человек на протяжении всей жизни развивает эти когнитивные характеристики, то его можно считать умным и интеллектуальным.
Поскольку он способен воспринимать информацию из разных источников в большом объеме и длительное время; помнит её, воспроизводит; делает выводы; имеет логическое мышление; может представить самые яркие образы на основе увиденного или услышанного.
Как развивать когнитивное мышление
Сразу после рождения ребенок начинает воспринимать и изучать мир. Но делает это на своём уровне в зависимости от возраста и того, занимаются ли с ним родители.
Различают такие виды когнитивного мышления:
- Наглядно-действенное (до 3 лет) – ребёнок рассматривает всё вокруг, пробует на ощупь, иногда даже пытается лизнуть. То есть, использует все простейшие способы узнать об объектах вокруг. Роль мамы и папы на данном этапе заключается в том, чтобы показывать чаду разные интересные предметы, называть их, рассказывать доступным языком об их свойствах и способе применения, давать изучать самому.
- Наглядно-образное (до 7 лет) – ребёнок учится выполнять поставленные задачи, решать задания с помощью логики. Родители должны играть с ним в развивающие игры на мелкую моторику, память, внимание и воображение. Также учить правилам поведения, что тоже развивает когнитивное мышление.
- Отвлечённое (после 7) – школьник учится понимать, представлять абстрактные вещи (что это такое?), которые невозможно увидеть или потрогать.
Но что делать взрослому человеку? Неужели тот уровень развития памяти или мышления, который есть на данный момент – это предел? Нет, даже в 40 или 60 лет можно продолжать заниматься своими когнитивными способностями.
Любовь к познанию окружающего мира и себя способствуют усовершенствованию этих функций головного мозга.
Некоторые рекомендации, которые прямо направлены на развитие мышления:
- Изучайте иностранный язык.
- Выберите другую дорогу, чтобы добраться на работу или учёбу.
- Делайте привычные вещи другой рукой (для правшей – левой, для левшей – правой).
- Разгадывайте кроссворды.
- Рисуйте, даже если не умеете. Усложните: возьмите карандаши в обе руки и продолжайте что-то изображать.
- Произносите в голос или про себя разные слова наоборот.
- Если нужно посчитать несложные уравнения, делайте это в голове, без помощи калькулятора и бумаги.
- Для того чтобы тренировать память, нужно перед тем, как лечь спать, вспомнить по деталям, как прошёл весь день. Также можно воспроизвести автобиографию от самого детства. Или же в обратном порядке: от сегодняшнего дня до момента, как ползали по полу за игрушкой. Вспоминать можно как просто в голове, так и рассказывая кому-то, или записывая в тетради.
- Смотрите различные фильмы и читайте книги, конечно же.
- Существует много приложений в наших смартфонах, которые прямо направлены на развитие тех, или иных когнитивных функций.
Как развить память?
Оказывается, память можно накачать специальными упражнениями, как мышцы в тренажерном зале. Вот 3 нескучных способа улучшить память без дополнительной нагрузки:
- Больше смейтесь. Немного юмора в организме сократит уровень гормонов стресса, понизит давление, приведет в хорошее настроение. В итоге такая комбинация освежит способность запоминания.
- Высыпайтесь. Во время сна образуются новые связи между нейронами, а информация переходит из кратковременной памяти в долговременную. В итоге полноценный сон поможет подготовиться к экзамену лучше ночной зубрежки.
- Пишите от руки. Традиционный способ конспектирования развивает мелкую моторику. Кроме того перед конспектированием на бумаге мы мысленно структурируем материал, тренируем память. В итоге написанный от руки конспект оставляет в памяти больше материала, чем бездумно записанная лекция на планшетнике.
Итак, вы выспались, посмеялись и настроились на эффективное запоминание. Но простое чтение материала ничего не дает. Нужно делать это «с умом», используя научные приемы работы с большими объемами информации:
Концентрируйтесь. Внимание и память взаимосвязаны. Для запоминания нужна благоприятная обстановка, иначе полученная информация просто не дойдет до нужных отделов памяти. Поэтому выключите громкую музыку, телевизор, телефон и сосредоточьтесь на учебнике. Иначе никакая стратегия эффективного запоминания не поможет.
Повторяйте осмысленно. Повторение – классический способ усвоить материал. Но бессмысленная зубрежка дает мало пользы. Поэтому примените дополнительные усилия для закрепления: добавьте ритм, проговаривайте вслух, перескажите материал другому человеку своими словами.
Структурируйте. Деление на категории, группировка, выявление закономерностей, деление информации на группы с подгруппы – это создание прочного каркаса, на котором будут держаться знания. Главная цель структурирования – упростить информацию об основных элементах и придумать закономерности. Поэтому используйте мнемотехники или ментальные карты памяти Тони Бузана.
Как натренировать внимание?
Упражнения для тренировки внимания – это хорошо, но недостаточно. Потому что внимание – это не изолированная мышца, которая срабатывает сама по себе, оно взаимодействует с другими «мышцами». Трудно сконцентрироваться, если вы устали, встревожены или расстроены. Поэтому для эффективной концентрации необходимы особые условия:
Дайте предыдущим мыслям или переживаниям перевариться. Не зря ведь существует выражение «делать на свежую голову». То есть начинать новое дело с утра, в бодром состоянии или после отдыха. Поэтому перед тем, как начать выполнять новую задачу, нужно провести 15-20 минут в покое и дать предыдущим размышлениям перевариться. Или чередовать работу мозга с физическими упражнениями.
Сосредоточьтесь на одной задаче. К сожалению, мультизадачность часто негативно отражается на концентрации. Одновременное выполнение нескольких процессов уменьшает эффективность каждого – когда мозг постоянно переключает фокус внимания, он быстро устает. Поэтому начинайте тренировать концентрацию на обыденных делах – сосредоточьтесь на вкусе блюда во время еды или на работе одной мышцы во время тренировки.
Избавьтесь от раздражителей. Так уж устроен наш мозг – он постоянно отвлекается на звуки, картинки, движение. Избавиться от всех невозможно, но от большинства точно получится. Поэтому перед работой отключите звук на телефоне, скайп, уведомления с почты. На работе постарайтесь организовать удобное рабочее пространство, попросите коллег не беспокоить с вопросами некоторое время.
Как развить креатив и воображение?
Креативность невозможно включить кнопкой, но развивать ее можно и нужно. Есть 3 неожиданных способа развить и повысить творческие способности:
Не ждите собственного вдохновения. Творчество доступно всем и каждому, а чтобы начать творить не нужно быть гением. В мире не существует ничего полностью оригинального, так что в начале творческого пути смело копируйте чужие шедевры, коллекционировать идеи. Искра вдохновения придет с опытом, поэтому следуйте за своими интересами и смело раскрывайте творческое «Я».
Заведите мобильный дневник вдохновения. На протяжении дня нас посещают множество мыслей. Некоторые оставляют равнодушными, но некоторые цепляют. К сожалению, когда мы пытаемся что-то вспомнить, особенно ценные идеи оказываются потерянными навсегда. Поэтому заведите небольшой блокнот формата А5 и конспектируйте в него интересные мысли на протяжении дня.
Ищите новые впечатления. Новые впечатления дают новые эмоции. Эмоции раскрывают внутренние ресурсы. Чтобы получить новые впечатления не обязательно отправляться в экзотическую страну или прыгать с парашютом. Можно остановиться на менее радикальных способах. Поэтому радуйте себя новыми рецептами, начните рисовать или играть на музыкальном инструменте, задекорируйте квартиру или поучаствуйте в праздничном мероприятии.
Психолингвистика как ответвление когнитивной психологии
Язык, рассудок и ум, их взаимосвязь и вытекающие из этого операции – область, которую исследует актуальная психолингвистика.
Прочная основа, на которой она стоит, – это когнитивная психология. Ее заключения также полезны в других разделах психологии.
Психолингвистика как область языковедения описывает речевые сообщения, извлечение их смысла, речевую деятельность (как в отрыве от мыслительных функций, так и в тесной взаимосвязи с ними), анализ прогресса речи, связанного с формированием личности.
Нейрофизиологическое объяснение теории когнитивного диссонанса
В 50-х годах прошлого века, когда Л. Фестингер разработал теорию, методов наблюдения за живым работающим мозгом не существовало. Но с тех пор они появились, и удалось выявить те зоны мозга, которые отвечают за возникновение данного состояния.
Главную роль в развитии напряжения, сопряженного с нестыковками между убеждения, верованиями, поведением и т.д. играет поясная извилина (цингулярная кора).
Если объяснять простыми словами, то суть работы этой области коры больших полушарий можно представить так.
- Поясная извилина постоянно отслеживает результат наших действий.
- И сопоставляет ожидаемые результаты поведения с фактическими.
- Если наша деятельность выливается в те результаты, которые мы планировали получить, поясная извилина проявляет небольшую активность.
- Но как только что-то идет не так, активность в этой зоне коры больших полушарий возрастает. И поясная извилина начинает настойчиво требовать от ассоциативной лобной коры, отвечающей за принятие решений, подкорректировать программу поведения.
«Эй, там впереди», — кричит поясная кора. «Я обнаружила, что что-то идет не так! Что делать будем?»
В состоянии когнитивного дискомфорта поясная извилина сильно возбуждена. И ее активность тем выше, чем сильнее диссонанс.
Для человека такая активность мозга связана с сильным беспокойством. И он вынужден что-то предпринимать, чтобы его устранить.
Конечно, самый простой ход в такой ситуации – это отвергнуть новую информацию и нагрузить свои привычные убеждения, манеру поведения, верования дополнительными объяснениями. Часто мы так и поступаем.
При наличии достаточной мотивации мы можем позволить своей лобной ассоциативной коре изменить наше поведение в более продуктивную сторону и избавить нас от невроза, депрессии и просто улучшить качество жизни.
Для этого необходимо считать вновь поступающие сведения, например, доводы психотерапевта, правдивыми. Признать свои ошибки и начать действовать по новому алгоритму.
- https://prostymi-slovami.ru/psihologiya/chto-takoe-kognitivnyj-dissonans-prostymi-slovami/
- https://AptStore.ru/articles/kognitivnye-sposobnosti/
- https://playboyrussia.com/faqty/kognitivnyy-dissonans-chto-eto-prostymi-slovami-i-iz-za-chego-on-voznikaet-127431/
- https://microzajmi.ru/dissonans-chto-eto-prostymi-slovami/
- https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/kognitivnyj-ehto-kakoj-kognitivnye-funkcii-sposobnosti-narushenij-iskazhenij.html
- https://WikiGrowth.ru/chto-takoe/kognitivni/
- https://FB.ru/article/423458/kognitivnyiy—eto-chto-takoe-kognitivistika-kognitivnyiy
- https://nevrozanet.ru/trevoga-i-fobii/prichinyi/kognitivnyiy-dissonans/