- Что такое интеллект?
- История изучения
- Основные функции
- Почему интеллект разный
- Виды интеллекта (по Г. Гарднеру)
- Логико-математический интеллект
- Вербально-лингвистический
- Визуально-пространственный
- Натуралистический интеллект
- Межличностный или интерперсональный интеллект
- Внутриличностный (интраперсональный) интеллект
- Классификация по Т. Бьюзену
- 10 признаков высокого IQ
- Можно ли развить интеллект?
- Упражнения по развитию интеллекта
- Логические задачи
- Математические примеры
- Сочинения
- Медитативные упражнения
- Улучшение интеллекта у детей с нарушениями слуха
- Восприятие устной речи
- Можно ли развить интеллект у взрослого после 40 лет?
Что такое интеллект?
Была показана связь интеллекта и ума. Если говорить обобщенно, можно отметить, что интеллект — это своего рода тождество уму. Это в первую очередь умственная способность. От качества ее развития зависит ряд способностей личности. Речь о способностях решать сложные и нестандартные задачи, обучаться новому без проблем и особых усилий. От значения IQ зависят такие условные сферы, как понимание вещей и мира, как познание окружающего, внешнего как сложного комплекса объектов, предметов, людей, событий и не только.
Выделяется множество видов интеллекта. Однако примечательным стоит считать психологический подход, в рамках которого существенными видами считаются такие: эмоциональный; социальный интеллект. Информация о них представлена в статье.
Чтобы подобраться ближе к пониманию сути анализируемого понятия как такового, следует разобраться с историческими вехами его становления, с тем, как к его определению подходили разные ученые и исследователи.
Как вы считаете, показанное тождество (интеллектуально-умственное) является справедливым? Может, не следует смешивать определения?Я считаю, что оба понятия говорят об одном и том же.50%Мне кажется, что понятия нужно употреблять обособленно.0%Не могу сказать. Хочу сначала разобраться с темой.50%Проголосовало: 2
История изучения
Говоря об исторических вехах понятия «интеллект», следует отметить наработки некоторых исследователей и ученых. Есть множество теорий, подходов и школ, однако считать какую-либо или какой-либо единственно верным нецелесообразно без погружения в теорию.
Примечательным в истории изучения видится опыт создателей специальных тестов для оценки IQ – Дж. Кеттелла и Л. Термена. Но основная заслуга их не в том, что они создали информативные методики выявления интеллектуальных способностей. Они стали одними из первых, кому удалось обосновать отсутствие зависимости развития интеллекта от условий, в которых протекает становление личности. Позже все их доказательства были разрушены, а работы признаны несостоятельными.
В некотором смысле противоположная точка зрения была высказана А. Бине и Т. Симоном. Они в своих работах рассматривают ум в качестве комплекса способностей, основанных на опыте, как совокупность достижений в умственном развитии.
Примечательной следует считать работу, которую проделал Д. Векслер. Он смог показать, что разумное поведение всякого человека базируется в первую очередь на влиянии интеллектуальных факторов.
С точки зрения детской психологии важным является вклад, который внес в изучение и анализ проблемы В. Штерн. Он смог доказать, что на развитие умственных способностей детей влияет качество отношений с окружающими людьми. Не только со взрослыми, но и с ровесниками, например, в детском саду или в школе.
Представим точки зрения других исследователей, деятелей, не связанных с наукой, их взгляды и подходы к определению анализируемого понятия:
- Фома Аквинский рассматривал божественный ум как сущность, «частями» существующую в каждом из людей. Он полагал, что человеческие умственные способности ограничены только сферой разума, который способствует созерцанию, постижению чего-либо;
- Л. С. Готтфредсон рассматривала интеллект в качестве уникальной умственной способности. Она говорила, что в нее включены способности к планированию, решению разных задач, к мышлению, к обучению и учению;
- Ф. Н. Ильясов рассматривает показатель IQ как выражение способности материальной системы (человек для него – материальное существо) к самостоятельному обучению, к построению разных программ и алгоритмов деятельности.
Отметить следует также мнение Ч. Спирмана. Ему удалось доказать то, что все умственные способности связаны и имеют статическую связь. Он обосновал это тем, что если человек способен к решению одной условной группы сложных и нестандартных задач, то он без труда сможет решать и другие, даже если потребуется усилие.
Так, можно говорить, что история изучения понятия является многовековой. Проблемой занимались и ученые в древности (Фома Аквинский, XIII в.), и ученые XIX-XX вв. (Ч. Спирман и другие). Есть и множество современных исследователей, продолжающих работу, начатую столетия назад.
Основные функции
Выделим 4 основные функции и привяжем их к реальным примерам из жизни. Это нужно для упрощения понимания сути и содержания отдельных функций. Вот они:
- Содействие занятию определенных положений в разных общностях, а также принятию ролей и статусов. Без развитого интеллекта ни один человек не может адекватно действительности принимать на себя те или иные обязанности. Пример – принятие мужчиной роли отца после рождения ребенка. Если IQ недостаточно высок, сопутствующие отцовству задачи будут решаться неудовлетворительно.
- Получение знаний, освоение навыков, развитие. Здесь все точно так, как и в случае с первым пунктом. Покажем все на примере: интеллектуально развитый человек способен обучаться, может самостоятельно искать информацию, обрабатывать и систематизировать ее. Все иначе, если дело касается людей со слабым умом.
- Проявление талантов и реализация потенциала. От качества умственных способностей зависит то, насколько полно конкретный человек раскрывает собственные таланты и реализует потенциал. Пример: высокоинтеллектуальная личность принимает решение освоить новую сферу деятельности. Ей это дается легко. Недостаток же ума в данной ситуации приведет либо к сложностям в деле, либо к абсолютной неспособности личности использовать собственные ресурсы во имя достижения цели.
- Самореализация. Это почти то же, что и пункт третий. Но здесь справедливее говорить о качестве способностей и «крепости» порывов конкретного человека в части решения задач, стоящих на пути его развития, в том числе личностного. Простой пример: ученик средней школы ставит перед собой задачу закончить год «отлично», то есть получать одни пятерки. Если его IQ достаточен, все будет хорошо. В ином случае будут проблемы.
Так, можно говорить, что без развитого интеллекта любая деятельность, любая мысль – то, что не будет иметь продуктивного результата или воплощения. Ни мысли, ни поступки не могут быть эффективным и результативными без развитого интеллекта.
Почему интеллект разный
Такое понятие как “интеллект” — относительно молодое. Первые исследования и работы ученых, касающиеся его, датируются началом прошлого столетия. В числе первых исследовали уровня и особенностей мыслительных способностей более ста лет назад были французские ученые Т. Симон, А. Бине. Они дали определение интеллекту, как способности выполнять с поставленные задачи, принимать участие в общественной и культурной жизни, адаптироваться к изменению условий.
Сегодня под интеллектом подразумевается присущий человеку набор качеств, которые определяют его способность мыслить определенным образом. Дефицит этой способности в одной сфере может быть компенсирован за счет более развитой в другой. Например, люди, у которых не очень хорошо развита речь, способны внимательно слушать собеседника, сопереживать ему.
Когнитивные способности (умственные) хорошо проявляются в деятельности, которой занимается человек. Зачастую способности, востребованные в одной сфере деятельности, оказываются практически не задействованными в другой, поэтому они не развиваются или находятся на низком уровне. Например, умение четко излагать мысли, использовать в речи метафоры, необходимое литератору, совсем необязательно для программиста, математика. Им важно обладать способностью к логическому мышлению и числовым операциям.
У разных людей разнится не только уровень развития отдельных способностей, но и характер мыслительных процессов. Очень сильно отличается мышление у человека, занимающегося точными науками и гуманитария. Это не значит, что у кого то из них оно лучше или хуже. Просто стили мышления разные.
Такое понятие, как творческое мышление, выделяют в отдельный кластер. Считается, что в современной жизни без способности к креативу нельзя обойтись в большинстве отраслей науки, практической деятельности. Определить уровень творческого мышления в цифровом эквиваленте невозможно при помощи тестовых методик. Но у исследователей есть возможность выявить стиль и механизмы, которые человек задействует, когда выполняет творческие задания.
Виды интеллекта (по Г. Гарднеру)
Попытки составить классификацию интеллекта предпринимались с середины XX века, когда стало понятно, что умственные способности отличаются качественно, и нельзя стричь всех под одну гребенку. Классификаций много, но наибольшую популярность в психологии имеет теория Говарда Гарднера, который выделил 8 типов (или видов) интеллекта.
Логико-математический интеллект
Он связан с логическим мышлением и математическими способностями. Именно логика долгое время считалась основой умственных способностей вообще, и она определяет различные качества интеллекта:
- умение мыслить упорядоченно и выстраивать иерархические структуры понятий;
- способность оперировать цифрами, давать количественную оценку явлений;
- наличие дедуктивного и индуктивного мышления;
- владение основными мыслительными операциями в рамках формальной логики: анализом, сравнением, обобщением, синтезом;
- способность работать с базами данных, систематизировать и структурировать информацию;
- понимание графиков, схем и таблиц.
Те, у кого высокий уровень логико-магического интеллекта, достигают успеха в точных науках, в конструкторском деле, там, где требуется абстрактное и логическое мышление. Большинство стандартных тестов интеллекта оценивают в основном именно способности к логике.
Вербально-лингвистический
Преобладание этого типа интеллекта дает возможность очень четко и грамотно излагать мысли, преобразовывать в связный и понятный текст даже самые сложные идеи и мысли. Люди, у которых доминирует вербальный интеллект, обожают общение. Они разговаривают так, что собеседникам всегда очень интересно, обладают даром убеждения, умело используют факты. Нередко вербальный интеллект помогает человеку стать лидером.
Доминирующий тип интеллекта отражается на том, какой профессиональный выбор делают люди. Они часто становятся:
- писателями;
- журналистами;
- историками;
- актерами.
Среди тех, у кого доминирует вербальный интеллект, немало людей с дислексией. Это расстройство не мешает им быть очень успешными в профессиях, связанных с общением, умением красиво и понятно изъясняться.
Визуально-пространственный
Этот тип интеллекта по-другому называют образным. Тем, у кого он доминирует, легко удается запоминать увиденные картинки. Люди обладают исключительной зрительной памятью. Они способны увидеть один раз целую страницу текста и спустя время воспроизвести ее содержание или вспомнить черты лица человека, увиденного лишь однажды. Зато материал, который пришлось выучить наизусть, у них очень быстро забывается.
Зачастую люди с пространственно-визуальным интеллектом становятся:
- строителями и архитекторами;
- художниками, скульпторами;
- инженерами;
- моряками, летчиками.
Добиваться успехов на выбранном поприще им помогает способность замечать даже самые незначительные детали, которые другим незаметны, способность представить, как могут выглядеть или располагаться в пространстве разные предметы. Хорошо развитый пространственный интеллект позволяет легко ориентироваться на местности, делать эскизы, опираясь на словесное описание.
Натуралистический интеллект
Человек – часть физического мира. Его существование и благополучие во многом зависит от способности анализировать события, происходящие в этом мире. Умение быстро оценить обстановку, по мельчайшим признакам определять приближение природной катастрофы или стихийного бедствия, отличать съедобное от несъедобного, врага от добычи – все это натуралистический интеллект. И он сыграл огромную роль не только в адаптации, но и в эволюции человека.
В настоящее время высокий уровень натуралистического интеллекта обеспечивает успех не только в таких сферах, как сельское хозяйство, разведение животных и геология, но и, вообще в естественных науках: биологии, физике, химии и т. д.
Межличностный или интерперсональный интеллект
Мы являемся не только частью природного мира, но и часть социума. Поэтому наш успех и даже нередко само существование зависят от качества общения с другими людьми. Интерперсональный интеллект включает в себя следующие качества личности:
- умение строить взаимодействие с другими людьми;
- владение средствами вербальной и невербальной коммуникации;
- умение правильно воспринимать и понимать другого человека (социальная перцепция);
- способность работать в команде, подчиняться и руководить;
- организаторские способности.
Уровень развития интерперсонального интеллекта во многом определяет статус человека в обществе, его качества лидера. От этого типа умственных способностей зависит, кем вы станете: ведущим или ведомым, сможете ли сделать карьеру в социальной сфере, например, в менеджменте, политике и т. д.
Внутриличностный (интраперсональный) интеллект
Этот вид умственных способностей связан с самосознанием и включает в себя очень важные для человека качества:
- способность погружаться в свой внутренний мир, анализировать свои чувства, мысли, поступки;
- склонность к рефлексии как оценке своих поступков сквозь призму нравственных норм и традиций общества;
- готовность к одиночеству и даже потребность в нем как в важном условии творчества и самосовершенствования;
- умение формировать самооценку и ее адекватное восприятие, понимание своих сильных и слабых сторон, недостатков и достоинств.
Внутриличностный интеллект предполагает активность высшего уровня сознания, поэтому его иногда называют духовным. Возможно, сформировался этот вид мыслительных способностей на позднем этапе эволюции человека, и именно в нем личность проявляется как высшее духовное существо.
Классификация по Т. Бьюзену
Структура и виды интеллекта были представлены также Т. Бьюзеном. Его классификация подобна делению по Гарднеру, и выглядит следующим образом.
- Логико-математический. Осмысливание аргументов.
- Лингвистический. Понимание и выражение речи.
- Пространственный. Визуализация изображения в сознании.
- Музыкальный. Четкое чувство ритма, гармонии, тона звука.
- Телесно-кинестетический. Координация рук, глаз, изучение вещей посредством движений тела.
- Социальный. Взаимодействие с другими людьми как в качестве лидера, так и последователя.
- Эмоциональный. Понимание как собственных, так и чужих эмоций.
- Интуитивный. Разум, влияющий на интуицию.
- Перспективный. Понимание другой точки зрения без её высказывания.
- Стационарный. Понимание чего-то без каких-либо предубеждений.
Некоторые модели подходят к проблеме даже с точки зрения общей функции ЦНС. Согласно Гарднеру, общий интеллект должен включать в себя 8 отдельных видов. Несмотря на то, что теория Гарднера не имеет реальной научной основы, не подтверждена фактами, не достаточно описывает реальное функционирование человеческого мозга и ума, его классификация используется наиболее часто. Подобная теория Бьюзена применяется в качестве дополняющей.
10 признаков высокого IQ
Главные составляющие интеллекта – это способности к математическим вычислениям, ориентации в пространстве, распознаванию изображений, вербальному общению, запоминанию информации и выполнению задач с помощью моторики.
Каждая из перечисленных способностей важна при определении уровня умственного развития. При этом нужно учитывать, что есть люди, способности которых развиты только в одной сфере, например, в области решения математических задач. Однако чаще всего у людей наблюдаются признаки высокого интеллекта сразу в нескольких областях.
Человека, результаты тестирования которого высокие, можно называть интеллектуал. Такие люди отличаются от других по ряду признаков. К этим признакам относится:
1. Длительная и устойчивая концентрация внимания. Многочисленные эксперименты показали, что люди с высоким IQ не замечают «фоновый шум», то есть игнорируют помехи при выполнении поставленных задач.
2. Адаптивность, то есть умение быстро подстраиваться под меняющуюся обстановку. Эта черта демонстрирует высокий уровень социального интеллекта.
3. Любознательность. Интеллектуальное мышление у людей с высоким IQ проявляется с детства в виде попытки максимально подробно изучить окружающий мир. С годами эта черта сохраняется, позволяя человеку постоянно развиваться и узнавать новое.
4. Самодостаточность. Это способность легко переносить одиночество, получать удовольствие от отдыха в обществе самого себя.
5. Хорошее чувство юмора. Большинство интеллектуалов – люди с хорошим чувством юмора, умеющие понимать тонкие шутки и откровенный сарказм. В данном случае речь идёт не о шутках на уровне отечественных комедий, а о качественном юморе, близком к философии.
6. Эмпатия. Умение сопереживать, понимать чувства и эмоции других людей, является одним из главных признаков высокоразвитого эмоционального интеллекта.
7. Ассоциативное мышление. При поступлении в школу многие дети проходят примитивное тестирование, в ходе которого оценивается их умственное развитие. При этом им обязательно задают задачи вроде «Что общего между ёлкой и ежом?». В данном случае неважно, каким будет ответ. Главное, чтобы ребёнок смог его аргументировать. Это показывает, насколько развит его интеллект и креативность.
8. Самоконтроль. Способность контролировать свои эмоции позволяет принимать взвешенные, обдуманные решения. Это обязательная черта характера любого интеллектуала.
9. Умение признавать пробелы в своих знаниях и получать новый опыт. По-настоящему умный человек осознаёт, что даже в профессиональной сфере не обладает абсолютным знанием. Поэтому интеллектуалы безостановочно учатся и стремятся к получению нового опыта посредством внедрения инноваций.
10. Мечтательность. Умение предаваться размышлениям о будущем, фантазировать и представлять что-то новое, является важной чертой для интеллектуала.
Перечисленные интеллектуальные качества — это только основные признаки высокого интеллекта. Есть также и другие черты, вроде стремления к порядку или умения планировать свою работу.
Нужно понимать, что высокий интеллект — это не всё, что нужно для успеха. Однако развитые умственные способности облегчают жизнь человека и открывают перед ним множество возможностей. Именно поэтому умные люди чаще работают на высокооплачиваемой работе и в целом чувствуют себя счастливее других.
Можно ли развить интеллект?
На уровень интеллекта влияет множество факторов: генетика, уровень жизни и культура семьи, воспитание и развитие ребенка в раннем возрасте и даже состояние здоровья матери во время беременности и то, соблюдала ли она рекомендации по здоровому образу жизни. Но все это не значит, что интеллект формируется только в утробе матери и детском возрасте. Да, в раннем детстве и в школьные годы многое закладывается, но интеллект вобрал в себя много различных составляющих, и, конечно, он поддается развитию.
Вопрос, скорее не в том, можно ли его развить, а как это сделать и сколько усилий нужно приложить, чтобы дойти до желаемого уровня. Скажем, человеку с развитым абстрактным мышлением и отличной памятью придется приложить меньше усилий, чтобы повысить ай-кью, чем тому, у кого эти способности не столь высоки.
Чтобы развить интеллект, нужно вести качественную работу по самым различным направлениям: внимательность и логическое мышление, умение анализировать, тренировка памяти и многое другое. Иными словами, если вы хотите повысить IQ, вам стоит найти те области, которые вы хотите подтянуть, и работать над ними. Самое важное – держать мозг в тонусе и давать ему разнообразную работу. Изучение иностранных языков, упражнения нейробики, игра в шахматы, освоение новых интеллектуальных навыков, решение математических задач – все это и многое другое поможет повысить уровень IQ.
Одновременно важно понимать, что высокий коэффициент интеллекта – не самоцель. В большинстве случаев и в работе, и в быту важнее не уровень ай-кью как таковой, а отдельные его составляющие: умение анализировать и сопоставлять данные, находить необычные решения, делать прогнозы и справляться с другими задачами. Иными словами, если вы хотите иметь более высокий IQ, подумайте, зачем вам это: просто чтобы хвастаться высокой цифрой или вас интересуют конкретные способности/возможности/умения. Если второе, то лучше развивайте непосредственно то, чем вам, на ваш взгляд, не хватает.
Упражнения по развитию интеллекта
Как насчет того, чтобы устроить тренировку вашему уму прямо сейчас? Я приготовила несколько упражнений и игр по развитию интеллекта.
Логические задачи
Задачки на логику заставят мозг хорошенько “попотеть”. Открываете базу с вопросами по игре “Что? Где? Когда?”, выбираете пакет вопросов и погружаетесь в процесс с головой. Предупреждаю – вопросы довольно сложные, особенно для новичков.
Поэтому для начала выбирайте пакет, рассчитанный на школьников. Чтобы вы имели представление о том, что из себя представляют вопросы, вот вам пример.
Писатель Борис Штерн как-то говорил, что первой прочитанной им книгой был фантастический роман с тремя неудавшимися покушениями на убийство и одним удавшимся. Что это за книга?
Это простой вопрос, постарайтесь ответить на него самостоятельно. Ответ найдете в конце статьи. Только не подглядывайте!
Математические примеры
Купите или скачайте задачник по математике и время от времени решайте примеры оттуда. Простые задачи старайтесь считать в уме, а те, что посложнее, решайте письменно на время.
Конечно, кому-то это может показаться скучным и утомительным. Специально для таких людей придумали математические задачки с подвохом. На первый взгляд, они кажутся простыми и незамысловатыми. Но ответ, казавшийся очевидным, чаще всего оказывается неверным. Приведу пример из моей любимой книги “Головоломки профессора Головоломки” Михаила Гершензона.
Однажды улитка пустилась путешествовать по высокой стене. Стена в высоту имела 10 метров. Улитка днем проползала вверх 3 метра, а за ночь съезжала обратно на 2. Сколько дней понадобилось улитке, чтобы добраться до вершины стены?
Что делают большинство людей, когда пытаются решить эту задачу? Вычисляют, сколько метров улитка проползает за сутки (3 — 2 = 1), и делят высоту стены на это число (10 / 1 = 10). И получают неверный ответ. Правильный ответ – 8 дней. А почему, вы сами попробуйте объяснить в комментариях к статье. Проверим, как работает ваш интеллект уже сейчас.
Сочинения
Математикой позанимались, теперь давайте представим, что мы на уроке русского языка. Напишите сочинение на одну из заданных тем.
- Какой сверхспособностью вы бы хотели обладать и почему.
- Что вы будете делать, если узнаете, что через месяц конец света.
- На какого персонажа из мультфильмов вы хотели бы быть похожим.
- Представьте, что выиграли миллион долларов в лотерею. На что потратите деньги.
- С кем из великих людей прошлого вы бы хотели встретиться. Опишите встречу.
На самом деле, писать можно на абсолютно любые темы. Сам процесс облачения мыслей в материальную форму благотворно воздействует на интеллект. Вы учитесь мыслить последовательно, выделять главное и отсекать второстепенное. Старайтесь не просто писать что попало, а создавать текст, который было бы интересно читать. Глядишь, так и профессию копирайтера освоите.
Медитативные упражнения
Медитация поможет вам навести порядок в голове и избавиться от помех, мешающих развитию интеллекта. В интернете можно найти множество техник медитации, советую попробовать несколько и выбрать наиболее подходящую именно вам.
А я опишу вам свое любимое упражнение, которое объединяет медитацию и аутогенную тренировку.
Вообразите, что вам удалось заглянуть в свою черепную коробку и увидеть мозг. Рассмотрите его со всех сторон, окиньте взглядом каждую извилину. А теперь представьте, что вы воображаемыми пальцами начинаете его массировать. Сначала наружный слой, потом все глубже и глубже.
От массирующих движений ваш мозг расслабляется и наполняется приятным теплом. Если возникают посторонние мысли, не обращайте на них внимания. Они приходят и уходят, как волны на поверхности океана. Когда достигнете пика расслабления, задержитесь в этом состоянии. Пусть мозг отдохнет от бесконечной суеты и напряжения.
Улучшение интеллекта у детей с нарушениями слуха
Восприятие, распознавание и понимание устной речи глухими имеет значительные отличия по сложности интеллектуальной деятельности и психическому напряжению. Ограниченность доступных признаков речевых сигналов, специфичность их приема обусловливает необходимость формирования таких умений и навыков, которые бы давали возможность на сенсорной основе осуществлять системный анализ, синтез поступающих сигналов, и, следовательно, — распознавание и понимание устной речи.
Здесь речь идет об использовании потенциальных возможностей глухого ребенка — специальных упражнений для развития интеллекта к восприятию речевых сигналов, их интерпретации на уровне логического мышления, формирования особых умений, повышение навыков. Абстрагирование затруднено даже на уровне игрового использования предметов-заменителей детьми с нарушениями слуха, переосмысление значения предметов вызывает определенные трудности, что характеризует недостаточное развитие познавательной деятельности.
Восприятие устной речи
Восприятие устной речи — это особый психический процесс, к которому следует основательно готовить ребенка, прибегая к специальным упражнениям, тренингам и тренировкам интеллекта. Они помогают активизировать восприятие, память, мышление. Последствия такой деятельности будут плодотворными для понимания письменной речи и развития личности.
Восприятие и понимание устной речи определяется сложной интеллектуальной деятельностью, ведь дошкольник и младший школьник тратит значительно больше интеллектуальных усилий, испытывает большее психическое напряжение. Глухие дети нуждаются в специальной практической подготовке к пониманию речевых явлений, автоматизации их использования во время восприятия, распознавания и установления содержания устной речи.
У старшеклассников с нарушениями слуха наблюдаются особенности в становлении содержательной и операционной сторон интеллектуальной деятельности, одни из которых связаны с отставанием в развитии словесной речи, другие — с замедленным формированием структурных компонентов мышления. Поэтому упражнения, развивающие интеллектуальные способности таких детей имеют свои особенности и должны быть направлены на развитие мыслительных операций в зависимости от степени нарушения слуха.
Можно ли развить интеллект у взрослого после 40 лет?
Да, ответ на этот вопрос однозначный и положительный. Повысить свой уровень можно и в 20, и в 35, и в 55 лет. Меняется только время, требуемое для получения результатов, и объем необходимых усилий.
- https://lifelogy.ru/personality/intellect/
- https://PsychologyPro.ru/intellekt-kakim-on-byvaet/
- https://psychologist.tips/1310-vidy-intellekta-klassifikatsiya-v-psihologii.html
- https://vsepromozg.ru/razvitie/vidy-intellekta
- https://psylib.org/intellekt-iq-chto-eto/
- https://experimental-psychic.ru/intellekt/
- https://iklife.ru/samorazvitie/kak-razvit-intellekt.html
- https://vsepromozg.ru/razvitie/razvitie-intellekta
- https://logiclike.com/razvitie/intellekt