Основные правила конструктивного общения и взаимодействия с людьми

Каждому человеку, живущему в социуме, приходится постоянно контактировать и общаться с другими людьми. Не важно к какому типу это относить: приятельскому общению или деловой встрече. И всегда хочется, чтоб это общение было удобным, не приносило дискомфорт. Как добиться конструктивного общения при контакте с людьми?

конструктивные формы общения в коллективе

Понятие конструктивного общения

Если обратиться к терминологии, то понятием “конструктивного общения” называют умение донести до человека какую-то мысль без скандалов и упрёков. То есть, когда человек может просто объяснить и донести свою точку зрения до собеседника. При это не приводится “пустых фактов” в виде оценочных суждений, а к точке зрения собеседника относятся с пониманием и уважением. За определённое мировоззрение не пытаются принизить или оскорбить, его воспринимают, как чёткую позицию отдельного индивида.

общение людей фото

Если же индивид чувствует постоянное напряжение и нарастание конфликта в момент разговора, то следует более внимательно относиться к такому собеседнику. Очевидно, что речь идёт об общении с токсичным человеком, который не понимает и не может создать действительно конструктивной диалог.

условия успешного общения

Для каких целей стоит обучаться ведению конструктивного диалога

Этому навыку нужно учиться не только для того, чтобы создать комфортное общение с собеседником, но и приобрести новый навыки. Как правило, с людьми, которые обладают таким навыком больше ценят в обществе. Они не имеют проблем с коммуникабельностью, легко сходятся с людьми и способны легко заводить новые знакомства.

Читайте также:  50 целей в жизни: список долгосрочный и краткосрочный

Как правило, именно такие люди имеют больше возможностей в сфере устройства на работу, они легко сходятся с людьми и могут адаптироваться в любом коллективе.

конструктивное общение в коллективе

Справка! Некоторые компании перед принятием на работу проводят тест на способность построения конструктивного диалога.

Считается, что это обязательный навык для руководящих должностей. Сотрудники, умеющие объяснить своё подчинённым суть работы и мотивировать к действию высоко ценятся внутри коллектива.

решение деловых вопросов

Что может помешать построению конструктивного диалога

Разумеется, есть то, что мешает человеку в построении конструктивного диалога с собеседником. К этим пунктам относятся:

  • оценочные суждения, касательно конкретной ситуации или личности. Человек не может быть на 100% уверен, давая оценку какой-то ситуации, ведь собеседник может не разделять взгляды;
  • слова “должен” и “обязан”. Нельзя насильно принудить человека к выполнению каких-либо действий. Это является элементом токсичности;
  • лишние вопросы. Назойливые вопросы максимально мешают построению конструктивного диалога;
  • диагностика поведения. Нельзя с точностью утверждать о мотивах собеседника в форме “ты боишься/не знаешь” и так далее;
  • отрицание наличия проблемы. Даже если индивиду кажется, что ситуация никчёмная и пустяковая, то его собеседник может быть другого мнения;
  • ссылаться на стороннюю тему. Даже если диалог кажется скучным, а тема не интересной, не стоит задевать чувства человека и менять направление беседы;
  • соревнования. Часто случается такое, что люди ставят себя в пример, причём для того, чтобы показать своё превосходство;
  • приказ. Ни один человек не любит принуждения и приказную форму. Именно это доставляет основной дискомфорт во время общения с другим человеком.

что мешает общению

Это основные аспекты, которые мешают человеку построить качественный и конструктивный диалог с другим человеком. Как правило, неумение общаться свойственно токсичным людям, которые буквально давят своим общением на других людей.

Какие существуют барьеры в общении

Иногда то, что диалог не складывается, имеет несколько причин.

диалог людей

Психологи выделяют следующие, как основные:

  • избежание. Человек может отказываться от контакта или какого-либо общения просто из-за того, что не хочет быть жертвой не конструктивного диалога с постоянными осуждениями и давлением;
  • авторитет. К неготовым людям есть какой-то отдельный вид доверия, они автоматически завоёвывают авторитет в компании. Такими качествами обладают далеко не все люди;
  • фонетика. Иногда проблематично воспринимать общение с человеком из-за неправильности произношения, быстрого говорения и так далее.  Лучше всего разделять лексикон на группы людей. С привычной компанией можно общаться так, как привыкли все, но на работе или учёбе стоит выбирать более деловой стиль общения при контакте с людьми;
  • сематика. Это относится к лексикону и жаргону, который использует человек во время общения. Далеко не всем понятен молодёжный сленг или тюремный жаргон. Это может оттолкнуть и понизить уровень восприятия;
  • стыд и вина. Часто человек стыдится и винит себя из-за недостаточно высокой самооценки и неспособности отстоять свою позицию перед другими людьми.

барьеры в общении

Данные аспекты мешают построению правильного общения. Чаще всего неуверенность в себе и неготовность к диалогу чувствуется собеседником, поэтому к таким людям относятся несерьёзно.

Какие есть условия для построения правильного общения

Что нужно сделать для того, чтобы составить правильный и конструктивный диалог, не обеспечивая дискомфорт себе и собеседнику:

  • восприятия собеседника, как равного себе. Даже если индивид больше понимает в той или иной сфере, не нужно постоянно напоминать об этом;
  • уважать чужую точку зрения;
  • нельзя недооценивать собеседника.

общение на равных

При соблюдении данных правил можно заметить не только личностный рост, но и комфорт во время диалога с другим индивидом.

Основы и правила конструктивного диалога

В чём заключаются основные правила, которые помогут человеку.

двое мужчин общаются

Уважение к оппоненту

Нужно всегда давать высказать собственную позицию и точку зрения. Только это поможет выстроить правильные отношения с собеседником. Он такой же индивид и имеет право на свою позицию. Даже если его мнение кажется глупым, не стоит оскорблять оппонента и настаивать я собственной правоте, принижая собеседника.

начальник и подчиненная

Интерес

Проявлять интерес к позиции собеседника и предмету обсуждения. Даже если индивида не интересует позиция второй стороны, то не стоит менять вектор беседы и игнорировать все правила приличия.

Умение слушать

Никогда нельзя перебивать оппонента. Это очень важное правило, которое помогает не только в конструктивном общении, но и в споре с человеком.

умение слушать

Не проявлять негатива

Даже при резком несогласии с точкой зрения нельзя унижать человека, его мнение и позицию. Это бестактно и глупо.

негатив в общении

Конструктивная критика

Нельзя просто сказать “потому что” и выдать это за аргумент. Нужно чётко обозначить позицию, объяснить почему индивид не согласен с позицией собеседника. Чётко обозначить своё мнение и объяснить, почему оно не совпадает с мнением собеседника.

Понятный лексикон

Также очень важно быть “на одной волне” с человеком. Даже если речь идёт о сфере, в которой человек разбирается, лучше избегать профессиональной терминологии.

молодой и пожилой общение

Общие темы

Нужно найти «точки соприкосновения» и определиться, с чем в определённой ситуации вы согласны, а с чем нет. Так сказать, рассмотрев две стороны медали показать свою точку зрения, но при этом не доказывать её правильность оппоненту, который видит ситуацию, с другой стороны.

Отсутствие лжи

Выдуманные аргументы – хуже молчания. Нельзя просто взять и придумать аргумент просто для того, чтобы доказать свою правоту. Так свойственно поступать детям, взрослые люди должны принимать факт того, что у них недостаточно аргументов для отстаивания своей позиции. В конце концов, если аргументов нет, никто не заставит отказаться от своей позиции.

девушка разговаривает

Способы создать правильный диалог

При помощи каких способов и приёмов можно создать конструктивный диалог:

  1. Быть на одной волне с собеседником.
  2. Подчёркивать своё уважение к оппоненту.
  3. Найти точки соприкосновения.
  4. Проявлять интерес к проблемам.
  5. Выслушать человека.
  6. Показывайте эмоции жестами и прикосновениями.
  7. Говорить чётко и конкретно.

четкая речь

Применение этих правил поможет построить правильный и чёткий диалог.

Обучение ребёнка азам конструктивного общения

Как привить правила общения ребенку?

  • указывать малышу на его речь и грамотность выражений;
  • разговаривать с ребёнком как со взрослым;
  • разрешать малышу перехватывать ход диалога.

общение с ребенком

Важно! Также не стоит повышать голос и вести конструктивный диалог с окружающими, дети имеют особенность перенимать модель поведения родителей.

Если научиться правильно выстаивать диалог и общаться с человеком, то можно забыть о проблемах с коллективом и постоянных ссорах. Такие люди не имеют проблем ни в личной жизни, нив общении с друзьями и коллегами.

Совершенно Счастливы ру – Позитивная психология на каждый день
Карина
Карина
Instagram: inside_763 Опытный психолог ответит на ваши вопросы.
Задать вопрос
Если вы хотите быть чуть счастливее, задавайте вопросы или делитесь своими наблюдениями
Как вам статья?
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Perfectly Happy! Практическая психология на каждый день. Статьи о психологии, счастье, общении и отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: